31.10.2018 Приходской листок

вкл. вкл. . . Просмотров: 46

Приходской листок ноябрь

ПРИХОДСКОЙ ЛИСТОК  

№ 11 (79) Ноябрь 2018

 

Московская Патриархия, Кубанская Митрополия,

Новороссийская и Геленджикская епархия

Приход храма св. равноап. великого князя Владимира

Храм иконы Божией Матери «Державная»

 

353440, Краснодарский край, г. Анапа, ул. Ленина, 176; тел./факс: +7(86133)59808

Издается с мая 2012 г. по благословению настоятеля прихода протоиерея  Владимира Черепанова.

 

    

4 ноября (22 октября) - Казанской иконы Божией Матери

     День народного единства - почему сегодня к этому празднику сложилось неоднозначное отношение, не все его понимают? Дело в том, что мало кто понимает суть русской Смуты XVII века. Ее путают с частным ее эпизодом - польской интервенцией, а вся трагедия заключалась в том, что на протяжении многих лет русские православные люди резали русских православных людей. Народ раскололся, брат шел на брата. Рвались не только политико-экономические связи, но и семейные, и духовные. Смута - это тяжелейшая внутренняя болезнь народа, и, хотя внешние факторы нельзя сбрасывать со счетов, не они были определяющими. Причин много - политика Ивана Грозного, распри внутри правящей элиты (кланом Годунова, Шуйскими, Романовыми),  накопившиеся в русском обществе обиды,  тяжелейший экономический кризис. Не было единства и в Русской Православной Церкви, был даже в какой-то момент «параллельный» патриарх, поставленный сторонниками Лжедмитрия II. Это была национальная катастрофа - первая, и, увы, не последняя.

     Потому-то так и важно преодоление Смуты - оно стало серьезнейшим уроком: можно справиться с распадом, можно превратиться из пассивного населения в народ, который сам решает, как ему жить. Смысл нынешнего праздника в напоминании нам, не преодолевшим до конца очередную российскую смуту начала 1990-х, что выход есть, что задача имеет решение.

     Какое именно событие легло в основу праздника? День народного единства установлен в память о сдаче находившегося в Кремле польско-литовского гарнизона. В Москве тогда уже несколько месяцев находилось нижегородское и ярославское ополчение, которое в августе 1612 г. отразило наступление войск гетмана Яна Ходкевича, шедшего на выручку этому гарнизону. Возглавлявший ополчение князь Дмитрий Пожарский решил не лить понапрасну кровь, не стал штурмовать Кремль, а ждал, когда польский гарнизон капитулирует. Но не просто ждал, а и он сам, и всё ополчение, и все русские люди усердно молились, совершали крестные ходы с иконой Казанской Божией Матери (с которой русское ополчение шло с Поволжья на Москву). Поэтому и установили в день освобождения Кремля праздник Казанской иконы Божией Матери. Эта победа подвела итог многолетнему кровопролитию - хотя, дата условная, и военные действия продолжались и после 1612 г. Повоевать пришлось и с казаками, усмиряя их бунты, и с поляками, и со шведами. Но 4 ноября 1612 г. - это ключевой момент.

     Название праздника вполне отражает реальность. Ведь русское ополчение объединило весь народ - в него входили люди со всей России, все социальные слои, от крестьян и посадских людей до бояр и князей. Не одни лишь

русские были в ополчении - там были и народы Поволжья, и отряды татарских мурз из Казани, Сибири, Касимова. Единство было и межнациональным.

     Смута начала XVII в. - это нечто уникальное для русской истории, или она стоит в том же ряду, что и революция 1917 г., и развал СССР в 1991 г.? Уникальные моменты есть. Во-первых, не только народу, но и Русской Церкви пришлось преодолевать смуту внутри себя. Второй момент - как географически распределялись силы. Если в XX в. смуты примерно в равной степени охватывали все российские регионы, то в XVII в. страна и народ раскололись территориально. Северным, «замосковным» городам противостояли города южные, окраинные, откуда в основном и рекрутировались войска обоих самозванцев.

    Это было столкновение двух моделей гражданского общества, двух вариантов развития. Если северяне тяготели к земскому обществу, но в симфонии с Церковью и с самодержавной царской властью, то южане ориентировались на казачью вольницу, самостийный уклад и предельно широкое самоуправление, т. е. на слабую вертикаль власти, по польско-литовскому образцу, с сильным Сеймом и слабыми королями.

     В условиях фактического отсутствия властной вертикали северные города предложили оптимальную модель горизонтали. Дело в том - и это будет звучать парадоксально! - первые Советы в русской истории появились не в 1905 г. в Иваново-Вознесенске и в Шуе, а в 1608-1610 годах, и назывались они именно так: городские Советы. Это были выборные органы, представляющие все сословия, не прописанные ни в каких законодательствах, а сформировавшиеся явочным порядком. Фактически это были Земские мини-соборы. Еще до Земского собора 1613 г. эти Советы сформировали «Совет всея земли» в Ярославле, который перед решающим наступлением на Москву сформировал состав будущего русского правительства, начал чеканить деньги, разрабатывать систему приказного управления.

     Но есть и общие моменты у первой Смуты со всеми последующими. Вспомним ставшее уже афоризмом выражение историка С.Ф. Платонова: «смута прежде всего происходила в умах». Начиналось в головах (разделение в умах и сердцах, ожесточение, убежденность в собственной абсолютной правоте и нежелание искать компромиссы), а продолжалось на баррикадах. Тут нельзя не процитировать слова патриарха Алексия II: «Когда в обществе оскудевает богозаповеданная любовь к ближнему, когда утрачивается идеал народного единства, - тогда начинается разложение государства. Повергнутые в распрю, люди утрачивают духовные ориентиры, и на первое место выходят инстинкты и пороки. Жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, моральный нигилизм  - все это ведет к вырождению нации».

     Другая общая черта всех российских смут - невозможность очертить их временные границы. Словно в советской песне: «есть у революции начало, нет у революции конца». В 1612 г. ничего еще не кончилось, Смута продолжалась практически до конца десятых годов XVII в. Так же в 1922 г., считающемся датой окончания Гражданской войны, ничего еще не кончилось, русская смута продолжалась уже в других формах - во внутрипартийной борьбе, в истреблении духовенства, попытках раскола Церкви, в политических репрессиях. Да и наша нынешняя смута не завершилась ни в 1991 г., ни в 1993-м, ни в 1999-м. Возможно, мы прошли уже некие знаковые точки, но до единства народа и страны еще очень далеко.

     Что стало главной силой, обуздавшей Смуту XVII в.? Эта сила называется Русская Православная Церковь. Другой такой силы и не могло быть - когда распалось всё: вертикаль власти, экономические отношения,

социальные, даже семейные, только общая вера могла дать импульс объединению, дать нравственную оценку происходящему и призвать к покаянию. И Церковь прекрасно сознавала свою объединяющую роль.

     Говоря о влиянии Церкви, прежде всего нужно говорить о конкретных личностях. Все знают, какую роль в преодолении Смуты сыграл мученически умерший патриарх Гермоген. Однако были и другие фигуры, ныне незаслуженно забытые. Это прп. Иринарх Затворник, старец Борисоглебского монастыря, который благословлял воеводу Михаила Скопина-Шуйского на его подвиги, послал ему свой крест в решающий момент снятия осады

с Троице-Сергиевой Лавры, и этим же крестом под Ростовом Великим были благословлены собиравшие ополчение князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин. В третий раз этим же крестом он в 1614 г. благословлял войско, направленное подавить казацкий мятеж. Это местночтимый сщмч. архиепископ Феоктист. Когда его, в качестве пленника, доставили из Твери в Тушинский лагерь Лжедмитрия II под Москвой, он отказался иметь дело с нареченным в Тушино патриархом Филаретом, остался верен патриарху Гермогену, пытался совершить побег, и его зарубили казаки. Это местночтимая схимонахиня Пелагия, мать патриарха Иова (1525-1607), застреленная в Старице, когда ее захватили тушинцы. Это погибший при защите Троицкого Калязинского монастыря игумен Левкий. Все эти, и многие другие, незаслуженно забытые церковные люди очень серьезно влияли на умонастроение общества, именно через них Церковь воздействовала на русский народ и призывала его к сплочению.

     Есть еще один, не всем очевидный момент. Самые жестокие бои происходили в середине Смуты, когда земцы под началом Скопина-Шуйского сражались с тушинцами, в т. ч. и за Троице-Сергиеву Лавру, ставшую рупором находящегося в заточении патриарха Гермогена. Когда все увидели, сколь долго и героически держится этот монастырь, оплот Православия - это, возможно, и стало переломом в сознании. Если бы Живоначальная Троица пала, средневековые люди восприняли бы это как то, что Бог окончательно отвернулся от России. То, что Троица выстояла, вдохновило людей, дало им понимание, на чьей стороне правда.

     Если от событий XVII в. перейти к современности, то нельзя не задаться вопросом: способна ли наша Русская Православная Церковь консолидировать народ в нынешних условиях, способна ли она удержать народ от кровопролития? На мой взгляд, способна. Вспомним октябрь 1993 г., когда Церковь выступила в качестве посредника между противоборствующими сторонами, как патриарх Алексий II призвал людей отказаться от насилия, пригрозив отлучением тому, кто прольет невинную кровь. Вспомним, как совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери в самый разгар драматических событий. Я думаю, что не будь у Церкви такой позиции, нас ждал бы югославский сценарий. Понятно, что доказать это невозможно, это вопрос внутренней убежденности. Если же говорить о нашем гипотетическом будущем, то какие бы нас ни ждали катаклизмы, только Церковь способна удержать народ от кровопролития - потому что как бы ни раскололись люди, все равно и среди тех, и среди других будет ее паства.

     Можно ли из уроков Смутного времени сделать какие-то неправильные выводы? Главная ошибка, которую можно сделать - стремиться к единству, не задумываясь о том, что должно стать основой этого единства. Одно дело - объединяться вокруг позитивных ценностей, и совсем другое - в борьбе против кого-то, не меняясь при этом внутренне, оставаясь такими же непримиримыми и  эгоистичными. Проще говоря - «дружить против кого-то». Против Америки, против «исламского пояса», против какого-нибудь другого внешнего врага. Не в том дело, что врагов нет - они у нашей страны были, есть и будут. Но любую внешнюю угрозу можно преодолеть только тогда, когда народы России сплотятся не против кого-то, а ради чего-то. Ради неких вечных ценностей. И я думаю, что ценности эти нужно искать не в этнонационализме, а, прежде всего, в Православии, для которого «несть ни эллина ни иудея». По материалам интервью с доктором исторических наук Ярославом Леонтьевым, 2 ноября 2015 г. https://foma.ru

     21 ноября - Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

   Ангелы - бесплотные духи (от греч. а́нгелой – «вестники»), сотворенные Богом прежде видимого мира. Их назначение заключается в служении Богу. В небесной иерархии принято выделять девять чинов – Херувимы, Серафимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы. Традиционно и из Священного Писания нам известны имена восьми Архангелов – Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Архангел Михаил - первый из верховных Ангелов, поборник славы Божией.

     Ангелы не имеют пола и возраста. «Ангелы не претерпевают изменения. Нет между Ангелами ни отрока, ни юноши, ни старца, они остаются в том состоянии, в каком сотворены вначале, и состав их сохраняется чистым и неизменным» (св. Василий Великий). Изображения ангелов на иконах - набор символов, которые передают не внешний вид, а идею ангелов. К примеру, крылья - символ быстроты и всепроникновенности; посох - символ посланничества; облик прекрасного юноши - символ совершенства.

     Ангел-Хранитель – Ангел, приставляемый Богом к человеку при крещении для охраны и помощи в добрых делах. Днем Ангела в просторечии иногда называют именины (день памяти святого, именем которого человек назван), хотя Ангел-Хранитель не имеет особого дня памяти, а вспоминается вместе с остальными в Соборе всех Небесных сил бесплотных. https://azbyka.ru/

Приглашаем всех желающих на Евангельские чтения (изучение Нового Завета)

по воскресениям в библиотеку храма в 15-00.

Занятия проводит иерей Давид Семенов.

ПОСТРОИМ ХРАМ ВМЕСТЕ. По благословению епископа Новороссийского и Геленджикского Феогноста, на территории нашего прихода идёт строительство храма св. князя Владимира и духовно-просветительского центра. Мы с благодарностью примем любую посильную помощь каждого, кто захочет принять участие в этом богоугодном деле, всех, кто считает себя христианином, кому дорого имя Крестителя Руси. Пожертвование на храм или любая помощь храму равнозначны вечному поминовению, поскольку на каждой Литургии возносятся молитвы «о создателях святаго храма сего», «о плодоносящих и добродеющих» - о людях, делающих пожертвования на храм Божий, а также своими делами способствующих утверждению Православной Церкви. Реквизиты для пожертвований: МРО православный Приход храма св. кн. Владимира, ИНН  2301036251, ОГРН1032335021421, ЗАО Банк ЗЕНИТ Сочи, г. Сочи, БИК 040396717,  р/с 40703810140010000082, к/с 30101810400000000717.

Юр. адрес:  353440  Краснодарский край, г.Анапа, ул. Гребенская,82. Пожертвование принимается также в церковной лавке. Жертвователям в память о благом деле выдаются именные сертификаты и грамоты об оказании пожертвования. Имена людей, вписанных в грамоты, будут написаны также на именных кирпичиках. Пожертвовавшим сумму свыше 50 т. руб. выдается именной сертификат благотворителя. Имя человека, за которого внесено пожертвование, вносится в храмовую книгу, для вечного поминовения в молитвах.

   

25 ноябряДень матери  

27 ноября – Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.

28 ноября 2018 г. – 6 января 2019 г. Рождественский пост.

     Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем. «Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога» -  свт. Игнатий (Брянчанинов).

ОБЩИЕ ПРАВИЛА: В храм следует приходить к началу богослужения, прилично и чисто одетыми, женщинам – в женской одежде (не в брюках) и в естественной красоте (без косметики). При  входе в храм мужчины снимают головной убор, а женщины покрывают голову платком. Мужчины стоят в правой стороне храма, женщины – в левой. Во  время  богослужения  полагается  стоять   лицом  к   алтарю  (на восток). Детям  не позволяется есть в храме, кроме того, когда раздается благословенный хлеб. Прихожане поют только следующие молитвы: «Отче наш», Символ веры и «Воскресение Христово видевше…». Курящим запрещается курить даже на улице возле храма. Людям в нетрезвом состоянии в храм входить недопустимо!  

Ознакомиться с различными материалами (по лучшим святоотеческим и церковным источникам) о таинствах Исповеди и Причастия можно на сайте «Исповедь и Причастие» https://ispowed-prichastie.ru/

Православная радиостанция «ВЕРА» в Анапе вещает на частоте 91.8 FM.

Официальный сайт радиостанции - https://radiovera.ru

Работает Детская воскресная художественно-хоровая школа  для детей от 7 до 14 лет.

Для зачисления ребенка в воскресную школу необходимы документы:

заявление родителей (по образцу), копии свидетельств о рождении и крещении ребенка.

За дополнительной информацией обращаться к директору воскресной школы

иерею Давиду Семенову и матушке Елене, тел: +7988-1309088

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ В   КРУЖКАХ    

Вид деятельности

Кто проводит занятие

День недели

ВРЕМЯ

Место проведения занятия

Кружок  декоративно-прикладного творчества «РОМАШКА»

Ульева

Ирина Николаевна

+7-918-668-16-91

суббота

воскресенье

с 7 до 18 лет

10.00 – 12.00

12.00 – 14.00

Библиотека

Кружок рукоделия «ЖЕМЧУЖИНКА»

вторник

от 14 до 35 лет

11.00 – 13.00

В православный хор "Державный глас" ТРЕБУЮТСЯ ПЕВЧИЕ с музыкальным образованием.                          

Тел.: +7-918-041-37-87  Михаил Юрьевич Архаров  http://vk.com/club18442123   

Горячая линия Центра профилактики и поддержки пострадавших от воздействия сект Тел.: 8–988–352–76–52

Служба милосердия организует сбор благотворительной помощи для людей в трудной жизненной ситуации:  одежды, продуктов питания, денежных средств, др.  Одежда принимается новая, или почти новая, чистой и выглаженной. Оставить одежду можно в церковной лавке.

       Благотворительная выдача одежды по ВОСКРЕСЕНЬЯМ с 10.00 до 12.00. Тел.: 8-989-839-85-52 Ольга

Ежедневно храм и церковную лавку  можно посетить с 7.00 до 19.00, тел. 5-98-08

     Расписание богослужений в храме иконы Божией Матери "Державная" прихода св. равноап. вел. кн. Владимира в г.-к. Анапа можно узнать на официальном сайте прихода http://anapahram.ru/, и на страницах «ВК»: Владимирского прихода vk.com/public71699834, Храма иконы Божией Матери "Державная" vk.com/club23546628.

ПРИ   ВХОДЕ В ХРАМ ОТКЛЮЧАЙТЕ МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ!

НЕДОПУСТИМО РАЗГОВАРИВАТЬ ВО ВРЕМЯ   БОГОСЛУЖЕНИЯ!

БИБЛИОТЕКА

во время богослужения не работает

воскресенье 10.00 – 17.00

пятница 11.00 – 18.00

среда     11.00 – 17.00

ПЕРЕРЫВ  14.00 – 15.00

Приход святого равноапостольного  великого князя  Владимира   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 Настоятель прихода – протоиерей Владимир Черепанов,

штатный священник - иерей Давид Семенов

Доехать до храма можно на маршрутных такси №№ 9, 11, 17, 24, 25, 101, 114, 129, 130, 134

Над выпуском работали:  текст  – Герасимова Т.В.