01.11.2019 Приходской листок

вкл. вкл. . . Просмотров: 34

ПРИХОДСКОЙ ЛИСТОК  

№ 11 (91) Ноябрь 2019

 

 

Московская Патриархия, Кубанская Митрополия,

Новороссийская и Геленджикская епархия

Приход храма св. равноап. великого князя Владимира

Храм иконы Божией Матери «Державная»

 

353440, Краснодарский край, г. Анапа, ул. Ленина, 176; тел./факс: +7(86133)59808

Издается с мая 2012 г., по благословению настоятеля прихода протоиерея  Владимира Черепанова.

Димитриевская родительская суббота

– ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября).

В 2019 г. – 2 ноября.

     Одно из первых упоминаний Димитриевской субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в., но традиция поминовения в это время, вероятно, значительно древнее, и уходит корнями в дохристианское прошлое. В XVII в. Димитриевская субботапо всей вероятности, еще не связывалась с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. Сказания о Куликовской битве также не содержат указания об установлении Димитриевской родительской субботы блгв. кн. Димитрием Донским. Только в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в сер. XVI в. и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что блгв. князь обращался к прп. Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его», но и в этих словах Димитриевская родительская суббота не связывается с Куликовской битвой.

     Можно предположить, что ассоциация Димитриевской родительской субботы с поминовением павших на поле Куликовом появилась только в XVIII или даже XIX в. Известен духовный «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского» (нач.: «Накануне субботы Димитровской...»), опубликованный собирателями духовных стихов XIX в. В стихе описывается видéние блгв. кн. Димитрия Донского во время Божественной литургии: князь видит павших на поле брани рус. и татар. воинов, слышит предсказания о своей смерти и о пострижении княгини в монашество. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу». Т. о., даже этот стих, считающийся аргументом в пользу установления Димитриевской субботы как дня поминовения воинов, павших на поле Куликовом, интерпретирует эту родительскую субботу иначе.

     Свт. Филарет Московский  писал в письме к А. Н. Муравьёву от 26.11.1845 г.: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим» (Письма Филарета, митр. Московского, к А. Н. Муравьёву (1832–1867

В XIX в. мнение о связи Димитриевской родительской субботы с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало господствующим. 22 .08.1903 г. был издан имп. указ (ЦВед. 1904. № 6), предписывающий в войсковых частях совершать в Димитриевскую родительскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим». Согласно утверждениям некоторых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в Димитриевскую субботу. Об установлении блгв. кн. Димитрием Димитриевской родительской субботы говорится в ряде учебных пособий XIX–XX вв. по литургике. Тем не менее уже в нач. XX в. Е. Е. Голубинский на основании свидетельств средневек. рус. памятников указывал на иное происхождение Димитриевской субботы в работах «Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» и «История Русской Церкви».

     На Руси в народной среде Димитриевская суббота (др. название – Дедова суббота) считалась одним из главных поминальных дней, что связано, вероятно, с язычеством, когда середина осени, как и весны, была одним из важнейших моментов годового цикла. Как весна, так и осень имели большое значение для культа предков, отразившееся в народных традициях и обрядах на Димитриевскую субботу.

     В совр. традиции РПЦ в Димитриевскую родительскую субботу совершается заупокойная служба согласно 13-й гл. Типикона (о службе с «Аллилуия» в субботу). Этот устав формально может применяться во мн. субботы года, но на практике Димитриевская суббота осталась единственным днем в году, когда богослужение совершается по этой главе; 2 вселенские субботы и 3 заупокойные великопостные субботы имеют свой устав, описанный в 49-й гл. Типикона, а в др. субботы служба с «Аллилуия» практически нигде не поется. В случае совпадения Димитриевской субботы с праздничным днем (напр., днем памяти Казанской иконы Божией Матери) поминовение усопших переносится на предшествующую субботу. 

     Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается заупокойная утреня, посвященная молитве за умерших православных христиан. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду. Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное». Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. По материалам  https://azbyka.ru

4 ноября (22 октября) – Празднование Казанской иконе Божией Матери

(в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.)

     Революционные потрясения внесли страшное разделение в жизнь нашего народа, явились переломным

 

СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

     «Бог сотворил человека Богобоязненным, чтобы он, врожденным ему стремлением к Богу, постепенно возрастая в духовном и нравственном совершенстве, достигал конечной цели своего таинственного существования – обОжения», – говорит св. Иоанн Дамаскин.     Даровав человеку свободную волю, Творец стал воспитывать человека, дабы он формировался существом послушным, благодарным, а свою свободную волю непрестанно склонял к добру. Человеку дана была Заповедь. Ему было запрещено вкушать плод познания добра и зла. Что есть добро и, что есть зло? Добро – это слушаться Бога, а зло – это Бога не слушаться.

     Даровав Заповедь, Творец ожидал ее исполнения, а посему попустил обстоятельства, среди которых человек мог себя проявить тем или иным образом. Бог попустил первосотворенному ангелу, отпавшему от Создателя за свою гордыню (ибо он захотел быть богом вместо Бога), имя которому диавол, испытать людей на нравственную крепость. Приступив к Еве в Раю, диавол заставил ее усомниться в правдивости слов Божиих, и она пала, потом пал Адам.

   Обличив человека в нарушении Своей Заповеди, Бог услышал от людей не покаянное прошение, а препирательство, сваливание вины Адамом на Еву, Богом данную жену, Евой – на диавола. За нераскаянность Бог разрывает с человеком внутренний, таинственный, живой, нравственный, благодатный союз, лишает его Своего благорасположения и изгоняет человека из Рая в долину плача (юдоль плачевная. – Церк.-слав.).

     Святые Отцы указывают, что если бы человек попросил прощения у Бога, Бог простил бы его, и человек взошел бы в еще большую меру благодати. Однако у человека не хватило благодарности к Богу. Бог сделал человека царем, человек захотел стать богом, а стал землекопом. Зло, то есть противление Богу, от диавола посредством человека вошло в мир, и мир помрачился. М.: Издательство МП РПЦ, 2012. Стр. 7-9

моментом для истории. Россия претерпела столько трагедий как на уровне личности, отдельно взятой семьи, так и на уровне нации, что до сих пор слышны их отголоски, они врезаны в нашу память и накладывают отпечаток на современное общественное сознание. День народного единства должен <...> свидетельствовать о готовности осознать ошибки и преступления, совершенные участниками исторических событий в прошлом, как непременного условия для преодоления их последствий, поскольку нельзя жить, разделяя людей по национальному, партийному, вообще по какому бы то ни было принципу. И для наших современников, для народов России единство, которое было обретено в 1612 г. или, скажем, во время Великой Отечественной войны, необходимо сегодня так же, как необходимо всегда, во все времена. У нас многонациональная страна, и вопрос единства для нас имеет и будет иметь всегда колоссальное значение. У нас просто нет иного выбора: для того, чтобы сохранить страну, мы должны сохранить единство историческое, духовное, территориальное. Сможем возродить единство – сможем энергично развиваться в дальнейшем. Прот. Александр Ильяшенко, 2005 г., https://www.pravmir.ru

Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил безплотных 8/21 ноября

установлен в начале IV в. за несколько лет до I Вселенского Собора на Поместном Лаодикийском Соборе, который 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Ноябрь - 9-й месяц от марта (с которого в древности начинался год) - указывает на число Ангельских чинов. 8-ой же день месяца (ст. ст.) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый (восьмой)», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25:31).

     Архангел Михаил – первый из верховных Ангелов, поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копьем в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия – диавола, в память о том, что некогда на небесах было великое противостояние между Ангелами – служителями Божиими и злыми духами – ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны. Иногда вверху копья изображают белую хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю.

     Люцифер, которого также называют диаволом и сатаной, принадлежал к одному из высших чинов ангельской иерархии. Вместе с ним отпали и другие ангелы, о чем иносказательно повествуется в Апокалипсисе: «И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику… и поражена была… третья часть звезд, так что затмилась третья часть их» (Апок. 8:10, 12). Некоторые толкователи видят в этих словах указание на то, что вместе с денницей отпала треть ангелов.

     Архангел Михаил часто изображается на южных вратах иконостаса, а на северных вратах - Архангел Гавриил. (В иконостасе обычно три двери (врата) ведут в алтарь: посредине, прямо перед престолом - Царские врата, слева (по отношению к зрителю, стоящему перед иконостасом) от них - северные врата, справа - южные, также называющиеся дьяконскими). В честь Архангела Михаила также установлен праздник в честь его чуда в Хонех (19 сентября). А на следующий день после Благовещения (8 апреля) и 26 июля прославляется Архангел Гавриил. Кроме того, все Небесные безплотные силы вспоминаются на богослужении каждого понедельника. По материалам https://azbyka.ru/

День матери

     - светский праздник,  в России учреждён в 1998 г. и отмечается в последнее ноябрьское воскресенье. Для христиан это нелишний повод осмыслить взаимоотношения родителей и детей в свете божественных установлений.

     «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» - гласит 5-ая заповедь.

     Вот как эту заповедь объясняет святитель Николай Сербский: «Сын, не гордись своими знаниями перед своим необразованным отцом, ибо его любовь стоит больше, чем твое знание. Подумай, что если бы не было его, не было бы ни тебя, ни твоих знаний. Дочь, не гордись своей красотой пред сгорбленной матерью своей, ибо ее сердце прекраснее твоего лица. Вспомни, что и ты, и твоя красота вышли из ее истощенного тела.

Научись, дочь, почитать своего отца, ибо только так ты научишься почитать и всех других отцов на земле. День и ночь развивай в себе, сын, почитание матери своей, ибо только так ты научишься почитанию всех других матерей на земле. Поистине, чада, вы делаете не много, если почитаете своих отца и мать, а других отцов и матерей презираете. Уважение своих родителей должно стать для вас школой уважения всех мужчин и всех женщин, которые в муках рождают, в поте лица своего растят и в страданиях любят своих детей. Запомните это и живите по этой заповеди, чтобы Господь Бог вас благословил на земле.

     Поистине, чада, вы делаете не много, если почитаете только личности своих отца и матери, но не труд их, не время их, не современников их. Подумайте, что, уважая своих родителей, вы почитаете и их труд, и их эпоху, и их современников. Так вы убьете в себе фатальную и глупую привычку презирать прошлое. Чада мои, поверьте, что дни, отданные в ваше распоряжение, не дороже и не ближе Господу, чем дни тех, кто жил до вас. Если вы гордитесь своим временем перед прошлым, не забывайте, что вы и глазом не успеете моргнуть, как станет расти трава над вашими могилами, вашей эпохой, вашими телами и делами, а другие станут смеяться над вами, как над отсталым

прошлым.

 

     Любое время полнится матерями и отцами, болью, жертвами, любовью, надеждой и верой в Бога. Поэтому любое время достойно уважения. Мудрец склоняется с почтением перед всеми прошлыми эпохами, как и перед грядущими. Ибо мудрый знает то, чего не знает глупый, а именно: что его время – лишь минута на часах. Взгляните, чада, на часы; прислушайтесь, как течет минута за минутой, и скажите мне, какая из минут лучше, дольше и важнее других?

 

     Встаньте на колени, чада, и помолитесь Богу вместе со мной:

 

      «Господи, Отец Небесный, слава Тебе, что Ты повелел нам почитать наших отца и мать на земле. Помоги нам, Всемилостивый, через это почитание научиться уважать всех мужчин и женщин на земле, драгоценных чад Твоих. И помоги нам, Всемудрый, через это научиться не презирать, но почитать предшествующие эпохи и поколения, которые раньше нас видели Твою славу и произносили Твое святое имя. Аминь».

 

26 ноября – Заговенье на Рождественский пост. 28 ноября 2019 г. – 6 января 2020 г. Рождественский пост.

В храм ТРЕБУЕТСЯ ДЕЖУРНАЯ – женщина православного вероисповедания.

Работа круглогодичная (не сезонная, не временная на 1-2 месяца).

Дежурство - по сменам, 2-3 дня в неделю. 

Обязанности: поддерживать чистоту и порядок в храме, ухаживать за подсвечниками, мыть пол и лестницу.

Обращаться в церковную лавку, где можно оставить свои контактные данные.

Дорогие братья и сестры! Приход с молитвенной благодарностью примет

для выпечки просфор муку высшего сорта типа «Макфа».

Приход также нуждается в бумаге для офисной техники (для печати) и

папках для бумаг на завязках (не скоросшиватели).

РАСПИСАНИЕ  ЗАНЯТИЙ В   КРУЖКАХ 

Вид деятельности

Кто проводит

День недели

ВРЕМЯ

Место проведения

Кружок декоративно-прикладного творчества «РОМАШКА» для детей с 7 до 17 лет

Ульева

Ирина Николаевна

+7-918-668-16-91

суббота

воскресенье

10.30 – 12.30

11.15 – 13.15

Библиотека

Кружок рукоделия «ЖЕМЧУЖИНКА»

для инвалидов с 18 до 35 лет

понедельник

10.00 – 12.00

О таинствах Исповеди и Причастия: сайт «Исповедь и Причастие» https://ispowed-prichastie.ru/

Православная радиостанция «ВЕРА» в Анапе вещает на частоте 105.9 FM.  https://radiovera.ru

ДЕТСКАЯ ВОСКРЕСНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ХОРОВАЯ ШКОЛА

для детей от 6 до 14 лет.

Дополнительная информация: 8(910) 797-83-35, матушка Елена

В православный хор "Державный глас" ТРЕБУЮТСЯ  ПЕВЧИЕ с музыкальным образованием.                          

Тел.: +7-918-041-37-87  Михаил Юрьевич Архаров http://vk.com/club18442123   

Горячая линия Центра профилактики и поддержки пострадавших от воздействия сект Тел.: 8–988–352–76–52

Служба милосердия организует сбор благотворительной помощи для людей в трудной жизненной ситуации: одежды, продуктов питания, денежных средств, др.  Одежда принимается новая, или почти новая, чистой и выглаженной. Оставить одежду можно в церковной лавке.

        Благотворительная выдача одежды по ВОСКРЕСЕНЬЯМ с 10.00 до 12.00. Тел.: 8-989-839-85-52 Ольга

Ежедневно храм и церковную лавку  можно посетить с 7.00 до 19.00

     Расписание богослужений в храме иконы Божией Матери "Державная" прихода св. равноап. вел. кн. Владимира в г.-к. Анапа можно узнать на официальном сайте прихода http://anapahram.ru/, и на страницах «ВК»: Владимирского приходаvk.com/public71699834, Храма иконы Божией Матери "Державная" vk.com/club23546628.

ПРИ  ВХОДЕ В ХРАМ ОТКЛЮЧАЙТЕ МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ!

НЕДОПУСТИМО  РАЗГОВАРИВАТЬ  ВО ВРЕМЯ  БОГОСЛУЖЕНИЯ!

БИБЛИОТЕКА

во время богослужения не работает

воскресенье 10.00 – 17.00

пятница  11.00 – 18.00

среда   11.00 – 17.00

ПЕРЕРЫВ  14.00 – 15.00

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.        Приход святого равноапостольного  великого князя  Владимира  

Настоятель прихода – протоиерей Владимир Черепанов,

штатный священник - иерей Давид Семенов

 

Доехать  до храма  можно на маршрутных такси  №№  9, 11, 17, 24, 25, 101, 114, 129, 130, 134

Над выпуском работали: текст  – Герасимова Т.В.,